Большая таможенная перестройка
До конца 2011 года в Северо-Западном регионе будет закрыто 17
таможенных постов. Импортеры опасаются, что нововведения приведут к сбоям
в доставке товаров и росту цен.
Северо-Западное таможенное управление последние 2 месяца активно занимается
переносом оформления грузов из города на границу РФ. Такая стратегия
развития была утверждена руководителем Федеральной таможенной службы
Андреем Бельяниновым в 2009 году. Уже закрыто 45 таможенных постов в
Москве и два поста в Петербурге.
Всего на Северо-Западе ликвидируют 17 постов, пять из которых находятся в
черте Петербурга: Шушарский, Южный, Красносельский, Юго-Западный и
Гатчинский. По словам начальника СЗТУ Назипа Галикеева, в городе останется
только Василеостровский пост ("Ленэкспо") для оформления выставочных
экспонатов и оборудования и автомобильный пост (Шушары) для оформления
автокомплектующих для заводов Nissan, Toyota, General Motors. Остальные
грузы, идущие в Петербург, по словам главы СЗТУ, будут оформляться через
Балтийскую таможню.
Таким образом таможенники воплощают в жизнь давние планы правительства РФ
по увеличению конкурентоспособности российских портов: именно в них будут
перенаправлены импортируемые товары, а объемы транзитных грузов через
приграничные государства сократятся в разы.
"Мы хотим, чтобы был максимально загружен порт", -- подчеркнул глава СЗТУ.
Участники рынка считают, что реформа приведет к удорожанию импортных
товаров. А вот в рост объемов серого импорта из-за неразберихи на таможне
они не верят, уверяя, что напрямую это не связанные вещи.
По информации перевозчиков, сразу после закрытия постов в Петербурге
стоимость таможенных услуг на псковском терминале ФГУП "Ростэк" резко
возросла. Интересно, что из 15 новых таможенно-логистических комплексов,
которые планируется построить на границе, восемь будут возводить именно
ФГУП "Ростэк" и его "дочки".
Импорт подорожает
Как рассказал Константин Шаршаков, первый заместитель руководителя
регионального управления Ассоциации международных автомобильных
перевозчиков, увеличение затрат на транспортировку и растаможивание на 1%
ведет к удорожанию товара на 2-2,5%. По его словам, реформирование
приведет к выдавливанию с рынка международных автомобильных перевозчиков и
перераспределению грузов в первую очередь в пользу железной дороги.
Он не
исключает, что если раньше на РЖД случаев контрабанды было крайне мало, то
из-за увеличения грузопотока их станет больше. Однако специалист отметил,
что сама процедура растаможивания товаров не меняется и ждать всплеска
серого импорта не стоит.
Генеральный директор ТД "Борис и Павел" Валерий Бирзолов рассказал, что уже
сейчас на приграничных постах таможенные услуги подорожали в 2-5 раз. К
тому же растаможивание товаров непосредственно на границе приведет к
удорожанию страхования грузов. Все это в итоге отразится на стоимости
товаров. Касательно серого импорта Валерий Бирзолов отметил, что
нелегальный ввоз продуктов питания практически прекратился 5 лет назад.
Крупнейшим импортерам из-за реформы пришлось менять всю схему поставок
грузов. К примеру, грузы компаний Valio и Henkel были перенаправлены на
Гатчинский таможенный пост. В итоге, как рассказали перевозчики, на посту,
который может оформлять лишь 20 деклараций в день, ежедневно скапливается
60 машин.
Алексей Ананишнов, директор подразделения "Бытовые клеи" компании Henkel в
России, рассказал, что грузовики компании сейчас простаивают на платных
стоянках пограничных терминалов, что приводит к сбоям в поставке сырья и
напрямую влияет на работу компании. При этом перенаправить их на посты
других таможен импортер не может. "Для нас это неприемлемо, так как насчет
Санкт-Петербургской таможни уже внесены большие авансовые платежи, а чтобы
работать через другие таможни, необходимо внести предоплату и туда", --
заявил он.
Зря поверили таможне
До потребителей пока влияние реформы не дошло (полки магазинов не опустели,
цены резко не подскочили), а вот бизнес ощутил на себе влияние перемен. С
18 мая ликвидируется Выборгский, а с 3 июня -- Пискаревский таможенные
посты. Уже сейчас все грузовики отправляются на другие терминалы.
Выборгский находился на терминале корпорации "Стерх", а Пискаревский -- на
терминале группы компаний "Транссфера". Оба терминала представляют собой
современные складские комплексы, которые обрабатывали в день по 250
грузовых машин. Они были построены 2 года назад за счет инвесторов. В то
время ФТС стремилась воплотить в жизнь план по выносу оформления грузов за
черту города и призывала бизнес строить терминалы в зоне кольцевой
автодороги.
Стоимость строительства каждого комплекса составила около $50 млн. Срок
окупаемости подобных проектов -- 8 лет. Терминалы проработали не более 2
лет, а с уходом таможенников они теперь мало кого заинтересуют.
В результате подобных перестановок пострадали такие крупные импортеры, как
Toyota, Nissan, "Балтика", Henkel, Valio. Если иностранные производители
автомобилей смогли добиться создания отдельного таможенного поста в
Шушарах на базе терминала "Национальная контейнерная компания", то мелким
импортерам придется подстраиваться под меняющиеся настроения ФТС.
В очередь
Не меньше от решения таможни пострадали международные грузоперевозчики. За
последние 2 недели очереди на границе РФ со стороны Финляндии, Эстонии и
Латвии достигали 30км. А в городе начался транспортный коллапс: Московское
шоссе и Софийская ул. на подъездах к промзоне Шушары были забиты фурами, а
очередь из грузовиков перед терминалами превышала 300 единиц. Как
рассказал Николай Асаул, председатель комитета по транспортно-транзитной
политике, на прошлой неделе очереди на подъездах к терминалам достигали
5км, а среднее время оформления груза составляло 4-5 дней. Сейчас за счет
увеличения штатного числа сотрудников таможенных постов и их рабочего дня,
по его словам, удалось сократить общее число грузовиков, стоящих в
очередях у городских таможенных постов, до 400 единиц.
Городским постам (Шушарский, Южный, Красносельский, Юго-Западный и
Гатчинский таможенные посты Санкт-Петербургской таможни) приходится
работать в авральном режиме. Увеличился рабочий день (до 22 часов),
отменены выходные дни, вырос штат работников. Южный таможенный пост
(терминал ОАО "Совавто-Петербург"), на который было перенаправлено большое
число грузов, при финансовой поддержке города оборудовал свою территорию
дополнительными туалетами, душами и кафе для водителей, которые сутками
стоят у терминала. Николаевская ул. в Шушарах была полностью превращена в
стоянку для грузовиков. Как отметил генеральный директор ОАО
"Совавто-Петербург", терминал сейчас обрабатывает до 150 автомобилей в
день, а для решения проблемы нужно выпускать 250 грузовиков в сутки.
Для того чтобы не создавать пробки в городе, таможенники искусственно
сдерживают грузовики на границе. По информации перевозчиков, грузовики по
7 дней не могут пересечь границу. СЗТУ также рекомендует направлять грузы
на приграничные посты Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Себежской и
Новгородской таможен. По информации таможни, пока грузовики стоят в
очередях на терминалах в городе, на границе пустуют 500-600 мест для
грузовиков. Генеральный директор ЗАО "Норд Транс Авто" Игорь Дельва
считает эту цифру значительно завышенной.
"Общее число мест для автомобилей на приграничных постах составляет всего
500-600 единиц. Не могут же они все пустовать", -- говорит перевозчик.
По подсчетам перевозчика, сейчас убытки транспортных компаний с каждого
грузовика составляют по 20 тыс. рублей в день. Если в очередях стоит около
500 автомобилей, то убытки перевозчиков в месяц составляют 40 млн
рублей.
Кадры решают все
Из-за реформы в Северо-Западном таможенном управлении уже произошли
серьезные кадровые перестановки. С формулировкой "по собственному желанию"
уволился его начальник Михаил Прокофьев, место которого занял руководитель
Башкортостанской таможни Назип Галикеев. В начале апреля ушли начальник
Санкт-Петербургской таможни Владлен Иванов и его первый заместитель
Алексей Курдюмов. В конце прошлой недели уволился по собственному желанию
руководитель Северо-Западной транспортной прокуратуры (СЗТП) Александр
Бебенин, который в последнее время занимался проверкой деятельности
СЗТУ.
Снять напряжение на границе может открытие новых терминалов для таможенной
очистки грузов. Однако их строительство займет не менее 2 лет, а привлечь
инвестиции в эту сферу теперь будет гораздо сложнее.
Деловой Петербург 14.04.10