13.07.11

Белоруссия: Конец ажиотажа

Белорусы в полной мере постарались воспользоваться предоставленной им отсрочкой.

Как минимум в 4 раза с 1 июля увеличились для белорусов таможенные пошлины на ввоз автомобилей. Зато власти надеются, что в связи с этим обмелеет один из основных каналов утечки валюты из страны.

С 1 июля в Беларуси вступили в действие единые для Таможенного союза (ТС) ставки таможенных пошлин и налогов на ввоз автомобилей физическими лицами. До этого момента действовал протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

Напомним, что в 2010 г. странами - участницами ТС было подписано соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через общую границу. Этот документ, в частности, касается и ставок таможенных пошлин на ввозимые транспортные средства.

Однако в полной мере его действие на территорию нашей страны тогда не было распространено, так как одновременно был подписан протокол временных изъятий, в соответствии с которым действие национального законодательства в отношении ввоза транспортных средств на территорию Беларуси было продлено до 1 июля 2011 г.

С 1 июля 2011 г. эти временные изъятия отменены и в отношении легковых автомобилей, ввозимых гражданами РБ, начали действовать единые для всех стран ТС ставки ввозных пошлин и налогов. За их основу приняты действующие в настоящее время в России таможенные платежи. По оценкам экспертов, они в 4 и более раз (а в некоторых случаях и более 10 раз) превышают ставки, ранее действовавшие в Беларуси.

Надо сказать, что белорусы в полной мере постарались воспользоваться предоставленной им отсрочкой. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в январе - апреле 2011 г. в Беларусь импортировано 137,1 тыс. легковых автомобилей, что составило 202,2% к уровню января - апреля 2010 г.

Всего же, по некоторым оценкам, за первые 6 месяцев текущего года наши сограждане ввезли в страну более 205 тыс. легковых авто (потратив на них не менее 2,5 млрд. USD). Для сравнения: согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации, за весь 2008 г. в РБ было импортировано 200 тыс. легковых автомобилей, за 2009 г. - 160 тыс., за 2010 г. - 201,8 тыс.

Насколько можно судить по имеющейся информации, значительная часть этих машин (примерно 35-40%) предназначалась для последующей перепродажи в России. К сожалению, похоже, придется огорчить тех, кто связывал с этими операциями определенные коммерческие расчеты.

Как заявил на днях начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы России (ФТС) Владимир Ивин, если белорусский или казахстанский гражданин решит продать ввезенный ими по пониженной ставке автомобиль российскому гражданину, то он будет вынужден доплатить разницу между действовавшей ранее ставкой пошлины и той, которая введена в действие с 1 июля. Только после уплаты разницы в пошлинах автомобиль может быть продан российскому гражданину и поставлен на регистрационный учет в РФ.

Белорусский Рынок (Минск)