05.02.20

АВТОВАЗ: Федеральная таможенная служба доверяет

Для Федеральной таможенной службы АВТОВАЗ – компания с низким уровнем рисков. Начальник управления декларирования Андрей Сапунов рассказывает, какие шаги позволили предприятию попасть в зелёный коридор таможни, и что ещё планируется сделать для ускорения поставок комплектующих, оборудования и снижения сумм оплачиваемых пошлин.

В круглосуточном режиме

– Андрей Викторович, управление декларирования – часть семейства служб дирекции по поставкам. Какой вклад оно вносит в выполнение задач компании?

– В 2020 году наше подразделение отмечает круглую дату. 25 лет назад, 11 января 1995 года на АВТОВАЗе был подписан приказ о создании центра декларирования и диспетчирования таможенных грузов. Создали его с целью обеспечения своевременного оформления внешнеторговых грузов, соблюдения требований законодательства и оптимизации таможенных платежей. Эти цели остаются основными в работе подразделения и сегодня. А главным результатом работы нашей службы является то, что для Федеральной таможенной службы АВТОВАЗ – компания с низким уровнем рисков. Это означает минимальный контроль по системе управления рисков при определении таможенной стоимости, минимальное количество досмотровых операций, скорость таможенного оформления, минимальное количество проверок после выпуска товаров, и, как следствие, – снижение логистических и финансовых затрат для предприятия.

– Сколько человек в подразделении, какой объём работ они выполняют?

– Центр декларирования 25 лет назад насчитывал свыше ста сотрудников. Сегодня задействовано 55 специалистов, шесть водителей и один архивариус: они решают все задачи, связанные с таможенным оформлением. Причем часть сотрудников нашего коллектива работают в круглосуточном режиме: 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Перевозчики доставляют грузы от границы под таможенным контролем и обязаны поставить их в определенные сроки, соблюдение которых отслеживает ФТС. Кроме того, круглосуточный режим работы необходим для своевременного обеспечения конвейера комплектующими и материалами. В общей сложности мы администрируем примерно 800 млн рублей таможенных платежей и оформляем около 1000 деклараций ежемесячно.

Особый статус – уполномоченный экономический оператор

– В России не все автомобильные предприятия декларируют грузы самостоятельно, некоторые пользуются услугами таможенных представителей. Почему АВТОВАЗ выбрал такой вариант работы в этом направлении деятельности?

– Изначально АВТОВАЗ работал через таможенных брокеров, но при этом допускались нарушения таможенных правил, несвоевременное оформление грузов, отсутствовал чёткий контроль таможенных платежей. Поэтому руководство компании решило создать собственную структуру по работе с таможенными органами – Центр декларирования и диспетчирования таможенных грузов. Собственно, сама ФТС попросила это сделать – централизовать работу с таможней в одном подразделении с одним ответственным на предприятии. С таким крупным заводом удобно работать по системе «одного окна». В таможенной декларации 54 графы. С информацией, содержащейся в них, работает множество подразделений. А за её окончательную достоверность отвечает наше управление. Помимо этого, мы организовываем работу по предъявлению товаров для таможенного контроля по запросу таможни.

– И часто такие проверки случаются?

– Благодаря четкой и слаженной работе нашей службы АВТОВАЗ является уполномоченным экономическим оператором (УЭО) и находится в зелёном коридоре – проверки минимальные. В месяц ФТС досматривает примерно 1,5% от всего объёма грузов. По России эта цифра примерно до 10%.

– Насколько мы знаем, до 1 января 2020 года необходимо было подтвердить этот статус согласно новым требованиям Таможенного кодекса. Как удалось компании решить эту задачу?

– Было необходимо выполнить ряд условий. Например, обеспечить отсутствие нарушений таможенных правил и задолженностей по таможенным платежам, вести раздельную систему бухгалтерского учёта внешнеторговых и внутренних грузов и предъявлять ФТС эти сведения в режиме реального времени. Для выполнения последней задачи совместно с IT-службой и специалистами главной бухгалтерии удалось создать систему, которая позволяет показать таможне движение всех товаров. В итоге в 2019 году смогли пройти проверку ФТС, перерегистрироваться и получить новое свидетельство уполномоченного экономического оператора, которое даёт возможность использовать упрощенный режим контроля при оформлении таможенных грузов. Отмечу, что в России на 27 декабря 2019 года в реестре УЭО было зарегистрировано 175 компаний, но лишь 86 из них смогли перерегистрироваться в этом статусе до 1 января 2020 года.

Развиваться вместе с компанией

– АВТОВАЗ выделяет своими приоритетами качество, выполнение производственного плана и повышение эффективности. Как управление декларирования поддерживает компанию в ее развитии?

– Работа управления отлажена и это даёт большую экономию. Например, по логистическим операциям на заводе. Как УЭО можем хранить нерастаможенные грузы на заявленных нами площадках, приближенных к производству, избегая дополнительных перемещений и затрат. А после того как груз приобретает статус находящегося в свободном обращении – сразу же использовать его в производстве.

В целом поиск специалистами управления оптимальных способов декларирования ввозимых товаров с минимальной или нулевой пошлиной позволил компании оптимизировать в 2019 году таможенные платежи на сумму 32 млн рублей: по оборудованию на 15 млн рублей, по комплектующим на 17 млн рублей.

Цели, на которые заточена работа управления – своевременное таможенное оформление (чтобы не было остановки производства и некомплектной сборки), недопущение нарушений таможенных правил и оптимизация таможенных платежей – выполняются. Это показатель очень хорошей работы коллектива.

– Какие перспективы и новые задачи ждут коллектив?

– Управление переходит из службы вице-президента по цепочке поставок в службу исполнительного вице-президента по финансам. Это связано с необходимостью приведения структуры АВТОВАЗа в соответствие структуре Renault. В остальном наши функции останутся прежними.

Перед коллективом в 2020 году стоит задача освоить удаленное декларирование грузов, поступающих морем в порты Новороссийска, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока и срочные авиапоставки через Шереметьево. Оттуда комплектующие должны следовать уже растаможенными, готовыми к поставке на конвейер. Также предстоит развить декларирование грузов Renault, отправляемых на экспорт с площадки АВТОВАЗа в Тольятти. И в год 25-летия нашего подразделения желаю сотрудникам дальнейших успехов в работе, профессионального и личного развития. Также хочу сказать отдельные слова благодарности руководителям и специалистам управления, находящимся сегодня на заслуженном отдыхе. В свое время они внесли неоценимый вклад в становление службы, которая сегодня успешно работает и развивается вместе с компанией.

Интернет-газета Новости Тольятти