08.02.06

Shell расширяет сети АЗС в Петербурге

Недостаток земельных участков под строительство АЗС в Санкт-Петербурге и рост цен на них заставляют мелких игроков уходить с рынка. В конце прошлой недели Shell приобрела бизнес компании "Баррель", бывшего франчайзи "Славнефти", и в течение ближайших лет намерена занять до 20% петербургского рынка. В "Барреле" говорят, что не могут развивать бизнес без поддержки крупного игрока.

Компания "Баррель" основана в 1991 г. как грузоперевозчик. С 1994 г. занялась топливным бизнесом, построив пять заправок. С 2000 г. четыре заправки работали под брэндом "Славнефти" по франчайзинговому договору. Учредители и финансовые показатели не разглашаются. По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, в Петербурге работает 317 АЗС. Оборот рынка его участники оценивают в $450 млн в год. Крупнейшими операторами являются Петербургская топливная компания (ПТК, 120 АЗС), "Лукойл - Северо-Западнефтепродукт" (80 АЗС с учетом поглощаемой сети "Балт-Трейд"), "Фаэтон" (37 АЗС), "Несте Санкт-Петербург" (31 АЗС), "Шелл АЗС" (13 АЗС) и "Сибнефть" (8 АЗС).

По словам гендиректора компании "Баррель" Николая Станиславского, в конце прошлой недели компания закрыла сделку по продаже четырех из пяти АЗС сети "Шелл АЗС", петербургской "дочке" концерна Shell. Станиславский отказался назвать цену, за которую были проданы заправки. По его словам, компания решила отказаться от развития топливного бизнеса в конце прошлого года. В течение последних пяти лет, рассказывает Станиславский, четыре заправки "Барреля" были окрашены в фирменные цвета "Славнефти" по франчайзингу с "Славнефть-Санкт-Петербург". Однако летом прошлого года петербургская "дочка" "Славнефти" была куплена "Сибнефтью" и расторгла джобберский контракт с "Баррелем" с 1 января. "Мы не видим возможности дальше самостоятельно развивать бизнес и решили его продать", - говорит гендиректор "Барреля". Кроме того, Станиславский утверждает, что к продаже заправок компанию подтолкнула дороговизна участков, которые с 2004 г. администрация города продает исключительно на аукционах.

Гендиректор "Шелл АЗС" Андрей Арзамасцев говорит, что компанию устроила как цена, так и местоположение заправок "Барреля". По его словам, в течение ближайших нескольких лет компания собирается занять 15-20% петербургского рынка, тогда как нынешнюю долю он оценивает в 5%. Для этого, говорит Арзамасцев, "Шелл АЗС" рассматривает различные варианты - как участие в земельных аукционах, так и покупку готовых заправок у участников рынка. Назвать сумму сделки с "Баррелем" и возможные объекты новых поглощений он отказался, сообщив только, что в конце прошлого года компания приобрела две заправки у "Фаэтона". Таким образом, сейчас у "Шелл АЗС" 17 АЗС в городе и еще три строятся.

Начальник управления инвестиций "Фаэтона" Андрей Черняк подтвердил, что компания продала две АЗС "Шелл". По его словам, компания избавилась от нерентабельных заправок, купив взамен четыре заправки у мелких игроков рынка, назвать которых он отказался.

"Шелл АЗС" никогда не скупилась на покупку новых участков. За последние полтора года компания приобрела на аукционах несколько участков за $1-1,5 млн. За эту сумму до этого никто землю под заправки в Петербурге не покупал.

Источник, близкий к "Сибнефть-Северо-Запад", говорит, что компания отказалась от услуг джобберов "Славнефти", поскольку намерена развивать сеть самостоятельно. По его оценке, заправки "Барреля" обошлись "Шелл АЗС" в $5 млн. "Это новые заправки, которые находятся в очень выгодных местах", - говорит источник. По его словам, свой бизнес может продать еще один бывший джоббер "Славнефти" - компания "Линос". Однако гендиректор "Линоса" Владимир Ширшов утверждает, что компания не собирается выходить из бизнеса и сейчас ищет другого франчайзера.

Аукционы подняли цены на участки под АЗС в 10 раз, говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. Если раньше, при целевом распределении земли, участок обходился нефтетрейдеру примерно в $100 000-150 000, то сейчас цена взлетела до $1-1,5 млн. "Это делает невозможным развитие небольших компаний, и они будут вынуждены покинуть рынок", - констатирует Ашихмин.

"Ведомости"