21.02.19

Виктор Назаренко: «Механизм аккредитации и оценки соответствия должен быть прозрачным, жестким и эффективным»

«Создание единой системы технического регулирования – глобальный проект в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это – базовый инструмент развития интеграции в ЕАЭС. Его реализация начата Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и государствами Союза несколько лет назад в условиях большого количества разногласий и противоречий между национальными системами технического регулирования», – заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко на расширенном заседании Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции.

В мероприятии приняли участие представители Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Комитета «Деловой России» по техническому регулированию и промбезопасности, федеральных органов исполнительной власти.

Министр ЕЭК в своем выступлении выделил три основные цели формируемой в Союзе единой системы технического регулирования – снятие технических барьеров во взаимной торговле, защита внутреннего рынка от небезопасной продукции и повышение качества и конкурентоспособности производимой в ЕАЭС продукции.

По мнению Виктора Назаренко, в формировании единой системы технического регулирования имеются очевидные достижения. Приняты основные документы, составляющие правовую базу в этой сфере.

Вместе с тем еще сохраняется ряд проблем, большей частью застарелых, которые не позволяют устранить действующие технические барьеры в торговле, обеспечить эффективную защиту рынка от небезопасной продукции. Они негативно отражаются на взаимной торговле на рынке Союза.

В первую очередь, это затягивание сроков принятия союзных технических регламентов. В этой связи Виктор Назаренко отметил: «Есть примеры разработки технических регламентов на протяжении шести-семи лет! Так, по проекту технического регламента ЕАЭС в области строительства до сих пор нет сформированной позиции отдельных сторон, что сдерживает весь процесс формирования нормативной базы в этой сфере».

Вызывает также озабоченность введение или сохранение в государствах-членах Союза дополнительного национального регулирования по видам продукции или процедурам допуска ее на рынок, в отношении которой установлены обязательные требования в технических регламентах Союза. Министр ЕЭК обратил внимание на важность четкой регламентации сфер технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер для исключения дублирования, что сегодня является актуальной задачей. Ее скорейшее решение позволит значительно снизить количество запретов и ограничений во взаимной торговле в ЕАЭС.

Особое значение в рамках совещания было отведено вопросам обеспеченности технических регламентов Союза современными межгосударственными стандартами, в первую очередь на методы испытаний. Виктор Назаренко призвал органы по стандартизации стран Союза активизировать работу по межгосударственной стандартизации с учетом приоритетной ориентации государств ЕАЭС на цифровую экономику. «Приоритетной должна быть разработка межгосударственных стандартов, особенно для замены включенных в перечни стандартов к техническим регламентам Союза ведомственных документов», – подчеркнул он.

Министр ЕЭК отметил необходимость воссоздания института базовых организаций по стандартизации. Это позволит организовать системную работу по проверке научно-технического уровня действующих технических регламентов и перечней стандартов к ним, а также будет способствовать выработке прорывных решений по развитию опережающей и перспективной стандартизации, в том числе в цифровой сфере. Эти решения предстоит выработать на площадке Совета руководителей национальных органов по стандартизации стран Союза.

Большое внимание участники совместного заседания уделили повышению эффективности работ по аккредитации и оценке соответствия. Отсутствие полноценного механизма предотвращения необоснованной выдачи документов об оценке соответствия, а также ответственности органов по оценке соответствия приводит к снижению доверия к деятельности этих органов. При этом необходимо кардинально пересмотреть подход к допуску к обращению на рынке Союза импортной продукции по серийным сертификатам и декларациям о соответствии, повышению ответственности за безопасность ввозимой продукции импортеров и уполномоченных иностранным изготовителем лиц. «Механизм аккредитации и оценки соответствия должен быть прозрачным, жестким и эффективным», — отметил министр ЕЭК.

Для защиты рынка от небезопасной продукции важно создать эффективную систему взаимодействия органов государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований технических регламентов Союза. Первым практическим шагом к созданию такой системы является гармонизация на единых принципах и подходах законодательств союзных государств в этой сфере. Эти принципы и подходы содержатся в проекте соответствующего соглашения, который планируется подписать в текущем году.

Стартовал пилотный проект по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС. Его цель – налаживание взаимодействия между органами государственного контроля (надзора) и ЕЭК, а также обеспечение дальнейшей реализации общего процесса по формированию системы информирования об опасной продукции. Проект будет запущен в этом году на примере шести технических регламентов Союза – на низковольтное оборудование, продукцию для детей и подростков, игрушки, колесные транспортные средства, мясную и молочную продукцию.

Одной из стратегических целей технического регулирования в Союзе является повышение качества и конкурентоспособности производимой в ЕАЭС продукции на внутреннем и внешнем рынках. По словам Виктора Назаренко, «ориентация на высокое качество – единственная возможность добиться успеха в конкурентной борьбе за рынок. Полагаем, что следующим шагом в развитии интеграции должен стать переход к новому этапу – формированию евразийской системы обеспечения качества продукции. Только с использованием всех инструментов технического регулирования и системного менеджмента, созданием современной инфраструктуры качества возможно системно решать весь комплекс задач по повышению конкурентоспособности промышленности стран Союза».

Евразийская экономическая комиссия