16.01.17

Мукай Кадыркулов: Перед «запуском» нового Таможенного кодекса ЕАЭС надо перенастроить информационные технологии

Завершилась грандиозная работа по подготовке обновленного Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. О преимуществах нового документа рассказал член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК.

Уполномоченным операторам – больше возможностей

- В разработке нового Таможенного кодекса ЕАЭС участвовали не только таможенники, контролирующие и другие госорганы. От всех пяти стран были задействованы представители бизнес-сообщества. Они вносили конструктивные предложения по упрощению таможенных процессов. Их предложения нашли свое отражение в документе. Мы старались найти разумный баланс с учетом интересов бизнеса и сохранения госрегулирования.

Кодекс стал очень емким документом, потому что в нем имплементированы 16 действующих соглашений. Мы хотели максимально прописать положения, чтобы это был кодекс прямого действия. И нам это удалось благодаря конструктивным переговорным процессам с участниками всех сторон. Если в старом кодексе было много отсылочных норм на национальное законодательство, то в новом документе мы минимизировали подобные отсылки.

Мы значительно усовершенствовали институт уполномоченных экономических операторов. По действующему кодексу есть один тип оператора, которому дана возможность пользоваться четырьмя упрощениями. В новом кодексе мы заложили три типа операторов, которые могут воспользоваться примерно двумя десятками упрощений.

Если по старому кодексу уполномоченным оператором мог быть только импортер, то по новым правилам им может быть любой участник внешнеэкономической деятельности.

При этом мы закладываем взаимное признание таможенными службами «пятерки» уполномоченных экономических операторов государств ЕАЭС и третьих стран. Это на перспективу достаточно сильный шаг.

Все – в электронный вид, нет - дублированию

- Основной приоритет в новом кодексе отдан информационным технологиям, электронному декларированию. Например, если участник ВЭД предоставляет сведения и они требуются, в том числе, органам транспортного или ветеринарного контроля, то ведомства могут получить их без того, чтобы предприниматель отдельно дублировал им свои данные.

Также согласно новому кодексу не требуется предоставление документов, на основании которых была заполнена таможенная декларация. Это тоже передовой шаг, чтобы минимизировать контакт должностного лица с участником внешнеэкономической деятельности.

После подписания кодекса президентами наших стран, документ должен пройти ратификацию в каждом государстве союза. Также время потребуется, чтобы перенастроить информационные технологии. Мы думаем, что безболезненно приступить к работе по новой системе сможем со второго полугодия 2017 года, предварительно – с 1 июля.

Эталонная модель «единого окна»

- Также в 2016 году ЕЭК, совместно со сторонами, изучила текущее состояние развития механизма «единого окна» в странах ЕАЭС. В 2017 году будет разработана эталонная модель национального механизма «единого окна». Она станет ориентиром для стран союза при дальнейшем развитии национальных «единых окон», что позволит взаимодействовать на межнациональном уровне.

Также в 2017-м будут разработаны конкретные инструменты по реализации эталонной модели национального «единого окна» и рекомендации по оптимизации бизнес-процессов.

Сегодня в мире не существует универсальной рецептуры построения «единого окна». Каждая страна должна пройти свой путь по развитию этого механизма, исходя из экономических реалий. Сейчас, после изучения всех вводных, мы понимаем, как должно выглядеть эффективное «единое окно» для наших стран. Мы рассчитываем, что пошагово прописанные механизмы значительно облегчат жизнь.

Постоянный Комитет Союзного государства